9 приемов борьбы со стрессом прямо на работе
9 приемов борьбы со стрессом прямо на работе
Психологи говорят, что истинный бич современности – это стресс и депрессия. Бороться с ними сложно, но возможно!
Усталость, проблемы на работе, недостаток творческой реализации, финансовые неурядицы и серые будни рано или поздно могут выбить из седла любого. Специалисты считают, что практически каждый работник офиса так или иначе поражен “синдромом менеджера”, который повинен в том, что ночью человека мучает бессонница, а утром – желание дольше проваляться в постели; появляются проблемы с пищеварением и сексуальной жизнью, а шкала настроения – как море в штиль (ни плохое, но и отнюдь не хорошее). В общем, малоприятная это штука. Так что все на борьбу с ней!
Скажи мне, что ты ешь – и я скажу, как тебе бороться со стрессом!
Раз уж мы упомянули о проблемах с пищеварением, начнем с продуктов. Во-первых, заставляйте себя завтракать, чтобы с утра заправить организм “топливом”, а вот поздно вечером не перекусывайте! Если стерпеть трудно – выпейте молока с медом. Днем же ешьте больше зелени, овощей и фруктов, а выпечку замените черным шоколадом – источником эндорфина. Обязательно включите в рацион рыбу (полиненасыщенные жирные кислоты обладают свойством антидепрессантов).
Пейте много жидкости! Это очень важно, хотя и кажется, что слишком просто. Норма – стакан воды или чая каждые полтора-два часа. Если позволяет здоровье, несколько раз в день можно заваривать кофе, но все же вода в чистом виде также важна, так что держите под рукой бутылку негазированной минералки. А еще – зеленый чай. Это также отличный антидепрессант, который можно смело употреблять несколько раз в день. Да и сама чайная церемония – повод отдохнуть и восстановиться. Так что, почувствовав, что “на нервы что-то давит” – отложите все дела, возьмите кусочек шоколада или несколько орешков – и заварите чай. Посвятите себе 10-15 минут, отойдите от компьютера, посмотрите в окно или просто спокойно подышите.
Напряжение – путь к расслаблению!
Если стресс “случился” только что (вышли от разъяренного начальства, поговорили с невежливым клиентом и т.д.) – найдите укромный уголок, прижмитесь спиной к стене и напрягите все мышцы (руки можно сжать в кулаки). Досчитайте до 7 или 10 – расслабьтесь. Подышите, помассируйте уши, ведь на них находится огромное количество нервных окончаний. Не лишим будет вспомнить, что по-настоящему важно для вас в этой жизни.
Творческий подход.
В каждом из нас есть талант, у кого-то – на поверхности, а в ком-то он… зарыт. Так вот: его стоит откопать! В частности, талант изобразительный. Держите под рукой ручку или карандаш и блокнот, с помощью которых можно что-нибудь нарисовать, пока вы о чем-то раздумываете или ведете деловую беседу по телефону. Это нехитрое занятие успокаивает нервную систему (если только в это время ручка не трещит у вас в пальцах и вы не дырявите лист бумаги).
Массаж
Положите в ящик рабочего стола небольшой массажер для рук или хотя бы парочку грецких орехов. Раз или два в день доставайте их оттуда и по 3-5 минут прокатывайте между ладонями (где, как и на ушах, полно биологически активных точек).
Большие планы
Планируйте что-то приятное на вечер или на выходные. Приятное ожидание чего-либо поможет легче справиться со стрессовой ситуацией. Планы не обязательно должны быть глобальными: похода в кино или ресторан, самостоятельной готовки нового блюда, дружеской встречи будет достаточно.
По следам йогов
Полезные свойства медитации и йоги никто не отменял. Если вы не собираетесь становиться гуру – все равно посвятите вечером хотя бы 10 минут для того, чтобы зажечь аромалампу или свечи, включить расслабляющую музыку, сесть, закрыть глаза и подумать о чем-то приятном, ровно подышать. Также выберите несколько несложных упражнений, которые отнимут у вас всего 5 минут в день, и делайте их в любое удобное время. Таким образом вы сбросите накопившееся напряжение.
Отвлекаемся!
Если у вас сидячая работа – находите любой повод для того, чтобы отрываться от компьютера не реже, чем один раз каждые полтора часа. Сходите помыть руки или сделать себе чай. Обязательно потягивайтесь, вставая, если ситуация позволяет вам это сделать.
Музыкальный перерыв
Сложно найти лучший способ увильнуть от работы на пару минут, чем кофе-чай. Воспользуйтесь этим маленьким перерывом для того, чтобы прослушать хотя бы одну любимую песню или просто мелодию. Для такого случая выберите несколько “воодушевляющих” композиций, которые вас бодрят.
Проводим свободное время правильно
Нельзя хорошо чувствовать себя на работе, если распоряжаться свободным временем неправильно. Обязательно высыпайтесь (а, чтобы быстро уснуть и хорошо спать, перед сном принимайте расслабляющую ванну). Утренние водные процедуры помогают множеству людей набраться бодрости, особенно, контрастный душ. Хотя бы 10-15 минут в день уделяйте зарядке или упражнениям. Этого, конечно, мало для того, чтобы достичь идеальной спортивной формы, но все же это гораздо лучше, чем никакого спорта, да и для поднятия настроения – вполне достаточно.
Не просиживайте отпуск дома перед телевизором или на даче, спрятавшись между грядок. Обязательно езжайте в путешествие! Если вы испытываете финансовые затруднения – продумайте трехдневный кемпинг с друзьями в лесу, а остаток свободного времени посвятите визитам к родственникам, живущим в соседнем городе, и походам по родному населенному пункту (вы наверняка еще не все видели).
Еще один чудесный метод снятия стресса в свободное от работы время – секс. Пожалуй, от объяснений воздержимся.
Внимание, вопрос: есть ли у вас хобби? Если да – каждый день уделяйте ему не менее получаса. Если вы не смогли ответить достаточно быстро, самое время сесть и выбрать занятие, которое вам нравится, из разряда тех, что доступны ежедневно.
Как снимать стресс вечером мы уже узнали. Остается только подготовиться к рабочему дню: встаньте всего на 15-20 минут раньше обычного для того, чтобы провести их с чашечкой кофе или чая за приятным чтением, общением с семьей, перелистыванием журнала или просмотром личной почты. Иными словами, не бегайте, собираясь, как ошпаренные. Настройтесь на новый день. Подойдите к зеркалу, улыбнитесь себе и пожелайте удачи! Нехитрые советы совсем скоро улучшат ваше общее состояние. И никакого стресса!
Бодрость за 1 минуту
Бодрость за 1 минуту
- Быстро потрите друг о друга пальцами ладони – 5 сек.
- Быстро потрите теплыми пальцами щеки вверх- вниз – 5 сек.
- Часто постучите барабанной дробью по макушке – 5 сек.
- Сожмите руку в расслабленный кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья – 3 раза.
- Осторожно подавите на щитовидную железу (ниже кадыка) большим и указательным пальцами – 3 раза.
- Большим пальцем нащупайте впадинку у основания черепа в месте соединения головы с позвоночником), нажмите, сосчитав до 3, отпустите. Повторите 3 раза.
Минутный аутотренинг
Семь приемов, убивающих стресс:
- Ощути свое дыхание. Сделай три глубоких вдоха. Выдыхая, представляй, что вместе с воздухом тебя покидают все накопившиеся проблемы.
- Найди равновесие. Вообрази весы. На одной чаше находишься ты, а на другой твои многочисленные заботы и проблемы. В данный момент весы пребывают в равновесии. Повтори про себя несколько раз: «Все уравновешено».
- Успокойся. Три раза подряд скажи про себя: «Я абсолютно спокойна».
- Почувствуй свое тело. Начни с малого – например, проговори три раза подряд: «Моя любимая правая рука, ты такая тяжелая и теплая».
- Успокой сердце. Пошли своему телу два сообщения: «Мое сердце стучит спокойно и ровно. Я дышу глубоко».
- Поиграй мысленно. Представь, что твоим индивидуальным источником тепла является солнце, поселившееся в животе. Убеждай себя: «Мое тело, ты такое теплое». И как противовес, чтобы сохранить трезвость рассудка, тверди: «Моя голова холодная, и мысли ясные».
- Просыпайся легко. Утром, открыв глаза, потянись и скажи про себя несколько раз: «Я свежа и бодра».
Одаренный ребенок в школе
Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего они вырастают в интеллигентных семьях. И дело тут вовсе не в особых генах гениальности - их природа распределила между всеми детьми поровну. Дело в семейной атмосфере, в системе семейных ценностей.
С чем связана одаренность ребенка?
Вообще-то все родители поощряют и желали бы развивать в своем ребенке познавательные потребности и различные способности. Но только делают они это, естественно, по-разному.
1. Родители постоянно предлагают детям какие-то развивающие игры, дела, интересы: сделаем то-то, поиграем в эту игру, почитаем эту книгу, сходим в этот музей... При определенной настойчивости и последовательности такая стратегия приносит результаты. Но нередко у ребенка возникает внутренний протест, даже при внешней покорности. Иногда это выражается в повышенной утомляемости ребенка от любых интеллектуальных занятий.
2. Родители препоручают определение способностей и развитие их в ребенке специально подготовленным людям. Услуг такого рода предлагается сейчас очень много. Это и группы развития для дошкольников, и группы подготовки к школе, и всевозможные специализированные классы в школах. Разумеется, при хорошем уровне таких услуг польза для ребенка несомненная. Но при условии, что родители не собираются полностью переложить заботы о его развитии на плечи специалистов.
3. Родители не стремятся тотально контролировать развитие способностей ребенка, зато предоставляют ему возможности для выбора и стараются подобрать хорошую школу. Самое главное в таких семьях - атмосфера ярких познавательных интересов самих родителей. Они сами постоянно увлечены каким-то делом, много читают, в телепрограммах выбирают познавательные передачи, стараются посетить новую выставку, не навязывая все это ребенку, но предоставляя ему возможность самому найти подходящее занятие. Как оказалось, такая стратегия саморазвития - самая эффективная.
Хорошо ли быть одаренным?
Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Рано или поздно одаренное чадо пойдет в школу. Далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами, да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.
Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей "специальности".
Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности.
Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.
Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность, умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т. д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то "пять", то "два"): блестяще по одному предмету и так себе по другому.
Особый вид одаренности - творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность - это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.
Как живется одаренным детям в школе?
Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются "академически одаренные". Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками - всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже "дать списать". И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.
К "интеллектуалам" в школах относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего "таланта").
Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей "профессиональной" среде.
Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход в том, чтобы помещать их в особые школы для одаренных.
Не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям ("О чем с ними говорить?") или к своим учителям ("Чему они меня могут научить?"). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это скорее издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.
Как распознать одаренность ребенка?
У всех одаренных детей отчетливо выражена поисковая потребность. Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятии определенной работой. Еще их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью (в определенной области).
Одаренность интеллектуальная и одаренность творческая не связаны между собой напрямую. Известный исследователь в области творческих способностей Э. Торренс говорил, что если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов интеллекта, то мы бы отсеяли 70 процентов наиболее творческих из них.
В какой области одаренный ребенок проявит себя? Об этом можно судить по наблюдениям или результатам специальных тестов. Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Лучше предоставить условия для широкого проявления его возможностей.
Одарённый ребёнок
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Методы работы: исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проективный; синектика.
Формы работы:
1. классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
2. консультирование по возникшей проблеме;
3. научные кружки, общества;
4. дискуссия;
5. ТРИЗ;
6. игры.
Очень важны:
предметные олимпиады;
интеллектуальные марафоны;
различные конкурсы и викторины;
словесные игры и забавы;
проекты по различной тематике;
ролевые игры;
индивидуальные творческие задания;
продуцирование.
СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ
Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
Для оптимального развития одаренных учащихся должны разрабатываются специальные развивающие программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения одаренного учащегося. В обучении одаренного учащегося реализуется стратегия ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими учащимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням и области избранного предмета.
Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления) и развивающего дискомфорта. Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому программы по отдельным предметам для одаренных учащихся ориентированы на более сложное содержание, направленное на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.
Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, органически сочетанием с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться определенным своеобразием. Используются, в частности, тематические и проблемные мини-курсы, «мозговые штурмы» во всех вариантах, ролевые тренинги, способствующие развитию исследовательских умений в процессе научно-практической работы или творческих зачетов и т. п.
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности найти широкое применение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах на уроках географии, литературы, истории.
Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приемов работы.
Наряду с урочной деятельностью, способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный викторины, участие в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в ОУ, основой формирования которой выступает «погружение в культуру» в рамках работы в научно-исследовательском объединении "Факел".
УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ
Осознание важности этой работы каждым членом педколлектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование школьной методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.
Признание руководством и коллективом того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в ее работе.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
– учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдающей от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
– учитель верит в собственную компетенцию и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
– учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верить в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
– учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.
Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Успешность работы с одаренными учащимися во многом зависит от того, какая работа проводится с этой категорией учащихся в начальной школе, поэтому рассматривается как самостоятельный вопрос о стратегии работы с данной категорией детей на этапе начальных классов.
Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, которая отличается активностью, потребностью в самом процессе умственной деятельности и удовольствия от умственного труда.
Познавательная потребность является одной из базовых потребностей, удовлетворение которой обеспечивает формирование и самосуществование личности, развитие ее способностей из природных задатков. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:
1-й у р о в е н ь – потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);
2-й у р о в е н ь – развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший школьный возраст, младшие подростки);
3-й у р о в е н ь (высший уровень) – познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников).
Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии.
Исходя из вышеизложенного можно выделить следующие цели и задачи воспитательно-образовательной работы с одаренными детьми в начальных классах.
Ц е л и:
– развитие общих способностей ребенка как основы всех специальных способностей («генерального фактора интеллекта» или «базального фактора одаренности»), так как можно развивать природные задатки способностей в определенный благоприятный возрастной период;
– развитие интеллекта ребенка (мышления, памяти, речи и других интеллектуальных функций).
1) выявление одаренных детей из числа показавших высокие результаты на приемных собеседованиях и в ходе учебной деятельности психологическими методами диагностики, а также путем анализа результативности умственного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
2) формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т. д.);
3) воспитание навыков общения, так как для одаренного ребенка в 6–7 лет умение учиться – это, прежде всего, способность включаться и инициировать учебное сотрудничество;
4) обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей как необходимого условия успешности любой деятельности, особенно школьника:
– забота о сохранении здоровья: полноценном функционировании нервной системы ребенка, обеспечивающем способность к сосредоточенному умственному труду, соблюдении режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности в целях удовлетворения возрастных потребностей;
– сохранение высокой самооценки одаренного ребенка, непосредственно связанной с развитием любознательности и в целом с развитием личности: начальные неуспехи в учении, «подкрепляемые» систематическими отрицательными оценками, разрушают недостаточно подкрепившуюся познавательную потребность;
– формирование системы приобретенных учебных мотивов, в которой отметка является не главным мотивом учебной деятельности, а только средством обратной связи учителя и ученика при оценивании работы последнего;
– организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребенка и обеспечивающей возможность ее удовлетворения (лекции, кружки, экскурсии, пример взрослых);
– стратегия ускорения обучения одаренных детей, допускающая возможность системы экстерната и перешагивания через класс по отдельным предметам при наличии решения психолого-педагогического совета;
– организация контроля за развитием познавательной деятельности одаренных учащихся в виде: контроля по результатам (итоговый контроль); процессуального контроля; предметного контроля.
Вместе против наркотиков
Наркомания (в переводе с греческого означает оцепенение, бездумье) – это тяжёлое заболевание, которое начинается со случайного (или под давлением) приёма наркотиков с последующим формированием вредной привычки.
НАРКОТИКИ – это вещества, употребление которых приводит к физической и психической зависимости. Чем моложе человек, тем раньше у него развивается эта зависимость.
Даже однократное употребление наркотика может нанести непоправимый вред здоровью.
Наркомания среди молодежи в Республике Беларусь приобретает все более значительные масштабы и самым существенным образом сказывается на морально-психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияет на экономику, политику, правопорядок и на жизнеспособность нации в целом. Создание системы профилактики и раннего выявления случаев употребления наркотических веществ учащимися является важной медико-педагогической задачей.
Что нужно знать о наркотиках.
Существует две категории наркотических средств:
1. Медицинские лекарственные препараты, занесенные в специальный список наркотических средств и психотропных веществ, утвержденный МЗ РБ; 2. Наркотики, изготавливаемые нелегально, которые подразделяются на наркотики растительного происхождения (опий и р., марихуана, гашиш) и синтетические наркотики (героин, ЛСД, экстази, амфетамин). |
Какие бывают наркотики?
Все известные наркотики обычно разделяют на шесть основных групп:
1. Наркотики опийной группы – опиаты и опиоиды
2. Наркотики, изготавливаемые из конопли, или
каннабиоиды – марихуана, гашиш.
3. Галлюциногены или психоделики (ЛСД, экстази,
мескалин, псилоцибин).
4. Психостимуляторы (кокаин, эфедрон, амфетамины).
5. Седативные и снотворные препараты (барбитураты, феназепам и др. транквилизаторы ).
6. Летучие вещества наркотического действия (клей, растворители и т. д.).
Кроме того в последнее время все чаще выявляются случаи употребления курительных смесей, так называемых «Спайсов».
Что такое наркотическая зависимость?
Наркотическая зависимость – тяжелое хроническое психическое заболевание, проявляющееся непреодолимым влечением к наркотику.
Основные этапы развития зависимости: быстрое привыкание к наркотику, необходимость увеличивать дозу и частоту приема, непреодолимое влечение к постоянному потреблению наркотика, появление тяжелой физической зависимости от наркотика –абстинентного синдрома, или «ломки», в отсутствие очередной дозы.
Этапы формирования наркотической зависимости:
Привыкание к наркотику: формирование психической зависимости – непреодолимое влечение к употреблению наркотика для снятия эмоционального напряжения и достижения психологической комфортности. Это маниакальная, не поддающаяся контролю, тяга к конкретному ПАВ
Повышение толерантности – необходимость увеличивать дозу и частоту приема наркотика.
Физическая зависимость от наркотика – «ломка», неспособность организма к нормальной жизнедеятельности без приема наркотического вещества.
Опиоиды
Наркотики, получаемые из мака или их синтетические аналоги. Ацетилированный опий, героин, метадон.
Воздействие:
- замедляется сердцебиение, дыхание, снижается активность головного мозга;
- зрачки сужены и не расширяются в темноте, взгляд застывший;
- речь становится невнятной;
- затрудняется концентрация внимания, уменьшается двигательная активность;
- снижается болевая чувствительность;
- кожа бледная, сухая и теплая;
- ослабевают чувства голода и жажды;
- вслед за эйфорией наступает сонливость.
ВРЕД:
- прием этих наркотиков быстро приводит к физической и психической деградации человека;
- кожа сухая, по ходу вен следы от инъекций;
- снижение иммунитета, что приводит к частым инфекционным заболеваниям;
- потребитель наркотиков становится истощенным, выглядит намного старше своих лет;
- нарушения сна – трудности засыпания, частые просыпания, кошмарные сновидения;
- изменения характера – человек становится безразличным, эгоистичным, конфликтным;
- теряется память на текущие события, трудности запоминания, нечеткая ориентировка в происходящем;
- глубокая депрессия, приступы отчаяния, попытки суицида;
- заболевания вен (флебиты);
- заболевания печени (гепатиты, цирроз);
- тяжелая, мучительная «ломка»;
- частые передозировки со смертельным исходом;
- ВИЧ/СПИД.
Психостимуляторы
Это наркотики, оказывающее возбуждающее действие на головной мозг: кокаин, амфетамины, экстази.
Воздействие: учащается пульс, расширяются зрачки, тошнота, сухость во рту, сильная жажда и т.д
Вред:
- потеря веса, истощение организма, чувство разбитости, слабости;
- постепенное ослабление памяти;
- нарушение сна, кошмарные сновидения;
- человек становится очень нервным, преобладает плохое настроение с оттенком тревожности, раздражительности;
- у мужчин – импотенция, у женщин – бесплодие.
Психостимуляторы обладают разъедающим действием на слизистые оболочки, поэтому повреждается носовая полость, дыхательные пути. Часто появляются носовые кровотечения, хронический насморк. Могут разрушаться кости носа. Тяжелые депрессии, трудности концентрации внимания, апатия, нарушения сна. Появляются мысли о самоубийстве.
Марихуана
Происхождение: «Травка» или «дурь» пришла из Древней Индии и Ближнего Востока, где поначалу имела широкое применение в медицинских целях. Кроме марихуаны из конопли добывают гашиш и анашу. Mariguando (от порт. «пьянящий»).
Действие: Марихуану курят как сигареты, либо с помощью подручных средств. Эффект появляется почти сразу после курения, достигает своего пика в течении 30 минут и продолжается 2-4 часа. Повышается чувствительность к окружающим предметам, возникает чувство эйфории, радости, спокойствия, иногда тревоги.
Воздействие: бессмысленная безудержная веселость, взрывы хохота
Лицо пылает, белки глаз краснеют
Зрачки сильно расширены
Затрудняется координация движений, нарушается восприятие размеров предметов и их пространственных отношений.
СПАЙСЫ
От англ. «spice» — специя, пряность – разновидность травяной курительной смеси, в состав которой входят синтетические вещества, энтеогены (растения, в состав которых входят вещества психотропного действия) и обыкновенные травы.
Обладает психоактивным действием, аналогичным действию марихуаны. Продажа смесей Spice осуществлялась в странах Европы с 2006 года (по некоторым данным — с 2004) под видом благовоний преимущественно через интернет-магазины. В 2008 году было установлено, что действующим компонентом смесей являются не вещества растительного происхождения, а синтетические аналоги тетрагидроканнабинола — основного действующего вещества марихуаны.
В настоящее время синтетические каннабиноиды, являющиеся действующими веществами Spice, запрещены в России, США и многих странах Европейского союза.
В состоянии опьянения:
- расторможенность;
- тревога или беспокойство (неспособность усидеть на месте);
- подозрительность (чувство что все знают, что покурил, следят, подслушивают - параноид);
- искажение времени;
- скачка или заторможенность мыслей;
- изменение скорости реакций;
- снижение способности здраво рассуждать и критически оценивать свои поступки;
- рассеянность внимания;
- слуховые, зрительные или тактильные иллюзии;
- изменение быстроты реакции;
- деперсонализация и дереализация - нарушения ориентировки в собственной личности, месте и времени – потерянность;
- галлюцинации;
- делирий - спутанность сознания;
- дисфория - агрессия, драки, споры, угрозы;
- От приема курительных смесей развиваются психозы.
Седативно - снотворные препараты
Медицинские препараты применяемые для лечения заболеваний, сопровождающихся тревогой, страхом, бессонницей, а также при эпилепсии. При неконтролируемом употреблении быстро развивается психическая и физическая зависимость
Воздействие:
- затруднение речи, нарушение координации движений;
- неустойчивая походка;
- замедление реакции;
- внезапная перемена настроения – от веселого до безразличного или агрессивного;
- расторможенность, назойливость, неустойчивость внимания;
- неадекватная оценка собственных действий.
В последующем становятся заторможенными, быстро ухудшается память, развиваются психозы, судорожные припадки, депрессии, склонность к самоубийству.
Как себя вести?
На предложения закурить, выпить, попробовать наркотики:
- твёрдо, но доброжелательно и спокойно говори «нет», не вступая в споры;
- соглашайся с доводами, но стой на своём: «Ты прав, но я не хочу этого делать»;
- прекращай разговор: «Я больше не хочу говорить на эту тему»;
- приведи своему собеседнику множество доводов в пользу отказа от вредных привычек (лучше заняться спортом - это полезно для здоровья).
При подготовке к проведению занятий рекомендуем использовать материалы, размещенные на интернет-сайтах Министерств образования, здравоохранения Республики Беларусь (http://edu.gov.by, http://minzdrav.gov.by), УЗ «Могилевский областной наркологический диспансер» (http://mond.by).
Мы в соцсетях & RSS